Как найти работу
Соотношение ТП с другими смежными отраслями права

Соотношение трудового права с другими смежными отраслями права

Предмет, метод и система трудового права дают возможность отграничить эту отрасль от других, смежных отраслей права Российской Федерации. К числу смежных относятся такие отрасли права, которые имеют сходные предметы и методы регулирования, в силу чего на практике нередко возникают трудности определения отраслевой принадлежности норм права и отдельных институтов.
Применительно к трудовому праву России смежными отраслями права выступают:
- гражданское право;
- аграрное право;
- административное право;
- право социального обеспечения.
Отграничение трудового права от гражданского происходит по следующим основным признакам.
По предмету договора. Если предмет трудового договора - сам процесс труда, труд работника, то предмет гражданско- правового договора - это результат, продукт труда.
По организации труда. Если по трудовому договору работник включается в трудовой коллектив и обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан организовывать его труд и обеспечивать охрану труда, то по гражданско-правовому трудовое задание выполняется исполнителем по своему усмотрению.
По объекту труда. Если по трудовому договору работник обязан выполнять трудовую функцию (работу по определенной специальности, квалификации и должности), то по гражданско-правовому труд связан с выполнением конкретного индивидуального задания.
Смежный характер по отношению к трудовому праву имеет и административное право. Во-первых, это проявляется, в сходстве предмета регулирования (в трудовом праве - организационно-управленческие отношения в сфере труда; в административном праве - отношения в сфере государственного управления). Во-вторых, в сходстве метода регулирования (использование в обеих отраслях права способа государственно-властных предписаний).
Государственно-управленческая деятельность Российской Федерации, составляющая предмет административного права, носит универсально-властный характер. Для нее типично то, что субъекты административных отношений всегда находятся в соподчинении (неравном) положении, то есть один обладает властью давать предписания и распоряжения, а другой обязан их выполнять. В отличие от них организационно-управленческие отношения, составляющие предмет трудового права, основаны на действиях равноправных субъектов, строящих свои взаимоотношения на договорных началах.
Наибольшую сложность представляет отграничение трудового и административного права в части регулирования отношений государственной гражданской службы. Государственный служащий может быть субъектом трудовых и государственно-управленческих отношений. При этом первые касаются его работы в государственном органе, где он служит, а вторые - государственно-управленческих функций за пределами коллектива того органа, где он служит. Так, например, государственные гражданские служащие (должностные лица) из числа администрации государственного учреждения наделены правом давать обязательные указания работнику в процессе его трудовой деятельности. И в этом смысле он находится в подчиненном положении. Однако здесь связь должностных лиц с работниками - государственными гражданскими служащими строится по линии организации и управления совместным трудом, в силу чего такие связи всегда выступают как внутрикол- лективные и носят характер производственного, а не административного управления. Такой характер связи предопредилил их место в качестве элемента сложных трудовых отношений и принадлежность к предмету трудового права, а не административного.
Трудовое и аграрное право имеют немало общего: они регулируют совместный труд, основанный на единых принципах общественной организации труда; и той и другой отрасли права присуща функция охраны труда и трудовых прав работников. Однако между ними имеются и существенные различия. Трудовое право регулирует трудовые отношения, базирующиеся на несамостоятельном (наемном) труде; аграрное право регулирует трудовые отношения работников-кооператоров, которые являются собственниками орудий труда и средств производства и потому не являются субъектами наемного труда. В аграрном праве метод базируется главным образом на внутрикооперативной демократии. Государственное нормирование здесь (в отличие от регулирования трудовых отношений работников) имеет вспомогательное значение и применяется обычно в виде издания рекомендательных норм, которые приобретают юридическую силу лишь после того, как будут одобрены общим собранием или собранием товарищества.
Соотношение трудового права и права социального обеспечения. Если главным предметом трудового права выступают трудовые отношения между работником и работодателем, то право социального обеспечения регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе материального обеспечения граждан, когда они по тем или иным причинам утрачивают (временно или постоянно) трудоспособность или достигают пенсионного возраста. Эти отношения, как правило, тесно связаны с трудовыми. Более того, размер материального обеспечения граждан в этом случае соизмеряется обычно с заработком, который они получали, находясь в трудовых отношениях с организациями, а также с их трудовым стажем.
Вместе с тем, между трудовым правом и правом социального обеспечения имеются существенные различия, определяющие их как самостоятельные отрасли права. Такие различия заключаются в следующем.
1. В отличие от трудового права предмет регулирования права социального обеспечения составляют общественные отношения, возникающие в результате реализации гражданами права на материальное обеспечение, а не права на труд.
2. Право социального обеспечения рассматривает выплату денежных сумм гражданам в виде пенсий и пособий из централизованных фондов, в то время как трудовое право регулирует оплату труда из фондов, существующих на конкретных предприятиях.
3. В отличие от трудового права для метода права социального обеспечения не характерны договорной порядок возникновения правоотношений и сочетание централизованного и локального регулирования отношений. Граждане получают материальное обеспечение на основании директивных норм права, принимаемых компетентными государственными органами, в силу чего они не могут изменяться и конкретизироваться соглашением сторон, как в трудовом праве. Исключение составляют случаи, когда локальными нормативными актами (обычно коллективными договорами) предусматривается улучшение материального положения работников и членов их семей за счет средств самой организации.



источник: В.И. Шиян Трудовое право





Полезные сайты:

Политические войны PoliticWar.ru
Издательское дело Bookposter.ru
Высшие учебные заведения России Edurus.ru
PR технологии, справочник ReklamaBesplatno.ru
Все горячие новости дня Allhotnews.ru


просмотров: 2742
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
LOT 60 First Little Easy Readers SET Kindergarten Grade 1 Homeschool Level ABCD

$19.88
End Date: Thursday Jun-27-2019 19:57:01 PDT
Buy It Now for only: $19.88
|
Admission Assessment Exam Review by Hesi (Paperback, 2016) FREE SHIPPING!

$4.75
End Date: Monday Jul-1-2019 15:37:21 PDT
Buy It Now for only: $4.75
|
Pocket Size United States Declaration Of Independence & Constitution Of The USA

$3.99
End Date: Monday Jul-1-2019 7:58:40 PDT
Buy It Now for only: $3.99
|
PMBOK 6th Edition+Agile Practice Guide+Q&A+Formulae+Personalized notes etc,.

$6.99
End Date: Sunday Jul-7-2019 21:29:29 PDT
Buy It Now for only: $6.99
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Юридические науки
2008 Copyright © JobLove.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика